Инвестиции в стартапы

20 Октября 2012

Во третий день в Красном зале прошла конференция UpStart Conf, первой секцией стартовала "Оценка растущего бизнеса и цена инвестиционной сделки". Участники взялись за не простые вопросы -  как инвестору оценить бизнес, как предпринимателю не продешивить, и стоит ли вообще начинающим бизнесменам обращаться к венчурным фондам.

В качестве примера генеральный директор компании по разработке ПО для видеонаблюдения Macroscop Артем Разумков рассказал историю своего стартапа и взаимоотношений с венчурными фондами. По его словам, у истоков компании стояли два человека, у которых были две научных идеи, ни денег, ни дополнительных профессиональных ресурсов не было. Начать помог грант от «Фонда содействия развитию малых форм предприятий». Но для дальнейшего развития деньги попробовали получить у венчурных фондов. Переговоры с венчурным фондом Альянс РОСНО длились 8 месяцев и в результате проект получил 10 млн. рублей инвестиций. Сейчас компания Macroscop оценивается в 150 млн. рублей. Разумков порекомендовал новичкам в поисках инвестора быть осторожными, так как, есть мошенники, обещающие моментальные вложения, если стартапер пройдет платную сертификацию. За время поиска инвестора Разумков провел переговоры с 50 фондами, из которых 10 заинтересовались его проектом, а 5 — сделали конкретные предложения.

Любовь Симонова от фонда Almaz Capital сообщила, что инвестиционные деньги — самые дорогие для предпринимателя, так как за них надо отдавать долю в бизнесе. А Михаил Цыганков из ОАО «РВК» разделил деньги для стартапа на три категории: «умные деньги» — когда они приходят от инвестора, способного помочь начинающему бизнесу еще и своими связями, «просто деньги» — грант, который не требует отдачи, «тупые деньги» — онивложены инвестром, ничего не понимающим в будущем бизнесе, но активно продвигающем свою политику управления. Начинающим бизнесменам он порекомендовал обращаться к тем фондам, которые могут дать «умные деньги».

Генеральный директор фонда Fast Lane Ventures Марина Трещева рассказала какие стартапы могут рассчитывать на инвестиции ее фонда. А инвестиционный директор «Сколково» Александр Лупачев сообщил на каких условиях оказывается помощь инноваторам.

Вторая секция площадки была посвящена акселераторам. Гости генерального директора «Медиа Мир» Павла Рогожина взялись ответить на вопрос «Ждет ли успех российские стартап-акселераторы». Для начала эксперты обозначили, что в акселераторы начинающий предприниматель приходит за опытом, связями, экспертной и информационной поддержкой, которая помогает вывести продукт на рынок в кратчайшие сроки. Кроме того, акселераторы знакомят начинающих бизнесменов с инвесторами. Руководитель бизнес-акселератора Startup Magic Евгений Калинин высказал убеждение, что акселератор не может сделать предпринимателя из человека, не способного к этой деятельности. Генеральный директор компании TexDrive Александр Журба также отметил, что в акселераторы предприниматели обращаются для того, чтобы ускорить процесс развития бизнеса. Эксперты отметили, что российские стартап-акселераторы отстают от американских, так как появились сравнительно недавно. В США подобные организации имеют почти 50-летнюю историю. Однако российским стартаперам удобнее и быстрее наладить сотрудничество с отечественными акселераторами, не смотря на преимущества американских площадок.

Завершился дискуссионный день в «Красном зале» секцией «Стартап 1.0». Вела беседу представитель фонда Almaz Capital Любовь Симонова. А поделиться опытом своих стартапов в интернете пришли уже состоявшиеся и известные в отрасли предприниматели. Это Михаил Паулкин, один из основателей RuTube, руководитель информационного портала Banki.ru Филипп Ильин-Адаев и Анатолий Гавердовский основатель yaM Labs. В качестве молодого стартапера на встрече присутствовали создатели фильма подназванием «Стартап», сценарий к которому написал сценарист картины «Остров» Дмитрий Соболев, а режиссером стал Роман Каримов, снявший фильм «Неадекватные люди». Бывалые стартаперы рассказали о своих начинаниях, в частности, Михаил Паулкин сообщил, что RuTube технически появился на две недели раньше YouTube. Только название у проекта было другим, при запуске, который состоялся позже зарубежного собрата, авторы взяли ориентацию на медийность и сменили название. Сейчас проект полностью выкуплен «Газпром-Медиа». Ильин-Авдеев, проект которого на 30% выкуплен холдингом ФИНАМ, рассказал, что стартовым капиталом для Banki.ru была его зарплата. Собравшиеся гости реализовались в разных сферах, однако объединяет их одно — все они начинали, рассчитывая только на собственные силы.